Первые рабочие связи у студентов в Канаде появляются во время учебы. Колледжи организовывают учебные и научные конференции, производственную практику, ярмарки рабочих мест. Участники обмениваются контактами, выясняя, как могут быть полезны потенциальному работодателю еще до выпуска. Активные студенты часто получают предложение о работе задолго до окончания учебы.
Это рабочая схема, которой пользуются вузы многих стран. У Канады, помимо нее, есть свой сценарий, который практически гарантирует трудоустройство своим выпускниками. В него входят 3 элемента: расположение колледжей, партнерство с районом и государственное участие. А объединяет их всех особый документ, регулирующий спрос и предложение на рынке труда ― Labor Market Report.
Labor Market Report
Много лет канадские региональные власти выпускают Labor Market Report ― официальный отчет о состоянии рынка труда за прошедший год. На основе этого отчета строится взаимодействие колледжей с рынком труда. Примеры данных из него:
- самые востребованные специальности региона,
- города с самой низкой и высокой занятостью,
- средний годовой доход в целом по региону и в конкретной индустрии,
- как меняется рынок труда в зависимости от сезона и год из года и прочее.
Именно эти данные учитывают колледжи, чтобы регулировать число абитуриентов и выпускников.
Коллаборация «колледж-район»
Что такое район? Это инфраструктура и люди, которые ей пользуются. С этой точки зрения, вуз ― точно такой же элемент системы, как, например, торговый центр, автовокзал или аптека. Он одновременно и отвечает на запросы местных жителей, предлагая востребованные программы обучения, и формирует эти запросы, уточняя у местных же компаний, каких именно кадров не хватает.
Примеры партнерства колледжей и районов
Совещательный комитет
В него входят местные бизнесмены и экспертов, разбирающиеся в рекрутменте и законах рыночной экономики. Они оценивают, насколько актуальны специальности, какой на них спрос среди населения и самих компаний, пригодятся ли и в каком объёме выпускники именно тому региону, где расположен колледж.
Например, если в прошлые годы было набрано много студентов на какие-то популярные специальности, значит, совсем скоро рынок заполнят выпускники для этих индустрий. Спрос на них в ближайшие годы будет удовлетворён. Колледжи делают вывод и сокращают число мест на эти программы. И наоборот: если району не хватает каких-то специалистов, колледж расширяет программы, делает условия поступления привлекательнее.
Корпоративный заказ
Колледжи выполняют «заказы» компаний, работающих в регионе. Например, компания General Motors, расположенная рядом с Niagara College, делает «заказ» на конкретных специалистов и спонсирует учебные программы: колледж открывает новые или корректирует существующие.
Местное финансирование
Многие канадские колледжи существуют за счет местных бюджетов. Это так называемые community colleges ― колледжи-коммуны. Они появились из потребностей конкретных районов. По исторической традиции, выпускники каждого канадского колледжа «обслуживают» определенную территорию. Например, большая часть выпускников колледжа George Brown находит работу в компаниях центральной части Торонто. Каждый колледж предлагает такой набор программ и число мест, которые нужны для бизнес-рынка самого района.
Специальные проекты
Например, в Онтарио действует проект Teaching City. В его рамках студенты получают практические навыки в своей будущей профессии и узнают, чем живет и в чем нуждается их родной район.
Студенты юридического факультета колледжа Дерэм бесплатно консультируют местных жителей. Студенты Технологического института Онтарио разрабатывают навигационные системы для пожарных. К моменту выпуска из колледжа молодые специалисты уже имеют реальный опыт работы, что дает им конкурентное преимущество.
Самостоятельные бизнесы при колледжах
Как правило, это сфера услуг: рестораны и пивоварни, салоны красоты, и фитнес-центры. Студенты начинают трудиться там ещё во время учёбы и остаются после. Это еще одно объяснение такого высокого процента трудоустройства ― Он выше 85%.
Правительственная заинтересованность, финансовая, информационная, научная и экспертная поддержка, включение в деловую активность региона — все это повышает качество образования в колледжах. Все участники заинтересованы в том, чтобы стандарты обучения постоянно повышались, техническое оснащение было самым современным, а студентов курировали лучшие профессионалы от бизнеса. Результатом этого и становится такой фантастически высокий процент трудоустройства в Канаде.
Рассказать друзьям: